Вот нарыл:
САЙТ И СМИ: ЧТО ОБЩЕГО?
В. АРХИПОВ
Владимир Архипов, соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры трудового права АТиСО.
Является ли сайт в сети Интернет средством массовой информации с точки зрения Закона "О СМИ"? Если да, то как сайт-СМИ зарегистрировать? Любой ли сайт в Интернете является СМИ (многосервисный портал города, сайт предприятия, доска объявлений)? Какова ответственность за то, что сайт-СМИ функционирует в Интернете, но не зарегистрирован в установленном порядке?
Сразу отметим, что специального законодательного акта или прямой нормы, которые бы однозначно определяли правовой статус Интернет-сайта, в России пока не принято. Поэтому будем исходить из общих норм законодательства о средствах массовой информации. Кроме того, при ответе на данный вопрос нельзя не учитывать его сложную теоретическую подоплеку, несовершенство используемой законодателем терминологии, а также отсутствие судебной практики на эту тему.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (в ред. от 8 декабря 2003 г., далее - Закон о СМИ) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под массовой информацией понимается информация, предназначенная для неограниченного круга лиц в виде печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов.
Таким образом, если сайт содержит информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц, и эта информация имеет форму периодического распространения, то данный сайт вполне может рассматриваться как СМИ.
Закон о СМИ также содержит термин "специализированное СМИ", под которым понимается СМИ, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила. Специальных правил, касающихся распространения СМИ через сеть Интернет, Закон не содержит. Следовательно, Интернет-сайт не является специализированным СМИ.
Согласно ст. 24 Закона о СМИ правила, установленные для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных СМИ, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное.
Исходя из этого можно сделать вывод о применимости положений Закона о СМИ к отношениям по созданию и периодическому распространению массовой информации через Интернет.
Согласно ст. 12 Закона о СМИ не требуется регистрации следующих СМИ:
- учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
- периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.
Данный перечень закрытый, Интернет-СМИ в нем не названы.
Таким образом, с одной стороны, в законодательстве РФ о необходимости государственной регистрации сайтов в качестве СМИ ничего не сказано (что порождает трудности в понимании этого вопроса даже госорганами, регистрирующими СМИ). С другой стороны, ввиду отсутствия прямой нормы, освобождающей от такой регистрации, а также с учетом положений ст. 24 Закона о СМИ следует, что такая регистрация необходима, но только в том случае, если Интернет-сайт имеет признаки СМИ.
Порядок регистрации СМИ определен в ст. 8 Закона о СМИ.
Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
- на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в регистрирующий орган федерального значения;
- на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона - подается учредителем в соответствующие территориальные органы регистрации СМИ.
Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.
СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации СМИ признается недействительным.
Следует учесть, что размещение в Интернете продукции организаций и индивидуальных предпринимателей, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве СМИ, облагается всеми видами налогов, под которые подпадает их деятельность (налог на прибыль, на добавленную стоимость и пр.), на общих основаниях.
Как известно, ответственность наступает за невыполнение требований законодательства. Деятельность Интернет-СМИ, не соответствующая обязательным для выполнения предписаниям (в том числе в случае изготовления продукции СМИ без его регистрации, после решения о прекращении, приостановлении его деятельности либо уклонения от перерегистрации), формально может повлечь применение санкций ответственности, предусмотренных, в частности, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ.
Но подчеркнем еще раз: регистрирующие органы пока не выработали единой политики взаимодействия с владельцами Интернет-ресурсов и в большинстве случаев сами говорят, что регистрировать сайты в качестве СМИ (даже если сайт отвечает всем признакам СМИ) не обязательно. Кроме того, ни одного случая привлечения к ответственности за незаконную деятельность сетевого СМИ автору настоящей статьи неизвестно.
Однако работа по заполнению правового вакуума в рассмотренной нами сфере уже ведется. Назовем проекты некоторых актов, регулирующих Интернет:
"О государственной политике РФ по развитию и использованию сети Интернет" (проект федерального закона);
"О регулировании российского сегмента сети Интернет" (проект федерального закона);
"О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети" ("Сетевых СМИ") (проект постановления Правительства РФ).