«
Юзабилити» – новое полезное слово в веб-разработке
Введение в теорию создания удобных пользовательских интерфейсов.
Для просмотра ссылки Войди или Зарегистрируйся
С понятием «юзабилити» пользователи Интернета познакомились сравнительно недавно – в 1998 году, когда ведущий инженер компании Sun Microsystems Якоб Нильсен создал вместе с бывшим вице-президентом компании Apple Дональдом Норманом компанию Nielsen Norman Group, занимающуюся разработками в области веб-юзабилити. Само по себе английское слово usability обозначает «практичность», «легкость и простоту использования», а есть и более близкое по смыслу слово «эргономика». Согласитесь, немного веб-сайтов могут похвастаться тем, что их интерфейс идеально удобен для посетителей. Сегодня мы расскажем об основных понятиях веб-юзабилити и о существующих разработках в этой области.
Говоря о юзабилити, нельзя подробнее не рассказать о деятельности Якоба Нильсена, который является основоположником этого направления. Как уже говорилось, в 1998 году им была создана компания, занимающаяся профессиональной разработкой пользовательских интерфейсов. За это время был получен 31 патент на разработки, которые и легли в основу всех работ, посвященной этой теме. Сейчас он ведет рубрику "Users First!" на Ziff-Davis Network, «Deconstrusting» в журнале Internet World и «Alertbox» на своем сайте
Для просмотра ссылки Войди или Зарегистрируйся. И не станем скрывать, что большая часть мыслей, изложенных в данном материале, будет являться переработкой публикаций Якоба Нильсена.
Что такое «юзабилити»?
«Юзабилити» — качественный признак, имеющий пять количественных признаков
Итак, давайте попробуем разобраться в самом понятии. «Юзабилити» – это качественный признак, который определяет удобство интерфейса и легкость в его использовании. Об этом понятии можно сказать «хорошо» или «плохо», ведь, согласитесь, нескольких минут пользования интерфейсом достаточно, чтобы сложилось ваше собственное субъективное мнение о сайте: «удобно» или «неудобно». Но есть и более объективные составляющие этого понятия, которые помогают однозначно определить качество исполнения пользовательского интерфейса.
Кстати, согласно правилам юзабилити, такого рода информацию нужно записывать в виде нумерованных списков, так и поступим:
Обучаемость;
Эффективность;
Запоминаемость;
Ошибки;
Удовлетворенность.
Теперь поясним каждый пункт. Обучаемость — количественный параметр, обозначающий время, которое тратит неподготовленный пользователь на обучение правилам пользования вашим интерфейсом. Простой пример: практически все поисковые системы сделаны по одному принципу, где пользователю нужно вписать искомую фразу в поле ввода и нажать Enter или кнопку «Искать». Потому вы практически не задумываетесь, если попадаете в незнакомую вам поисковую систему. Если бы появилась поисковая система, где поисковую фразу нужно было бы, например, «набирать» мышью из алфавита, то вам потребовалось бы много времени на привыкание к такой технологии.
Эффективность — показатель того, насколько быстро и эффективно пользователь может выполнять свои задачи, используя ваш интерфейс. Ведь очевидно, что если взять наш пример, то эффективность традиционного поиска будет гораздо выше, чем придуманного нами. Скорость набора фразы на клавиатуре в большинстве случаев будет выше, чем скорость «набора» фразы мышью.
Следующим пунктом мы указали запоминаемость — фактор, определяющий то, насколько быстро пользователь сможет вспомнить принципы работы с вашей системой, если ему придется столкнуться с ней через определенный промежуток времени. Что касается нашего примера, то здесь вопрос довольно спорный, потому что и тот и другой вариант при повторном использовании будут одинаково быстро осваиваться.
Еще одним немаловажным признаком юзабилити будет количество ошибок, которые пользователь может совершить, используя вашу систему. Ведь от них зависит и общая эффективность работы с пользовательским интерфейсом. И здесь в нашем примере наименьшее количество ошибок пользователь допустит во втором, нетрадиционном случае. Во время набора на клавиатуре возможны опечатки, которых проще избежать при медленном выборе букв из алфавита.
И последним по порядку, но далеко не последним по значимости, можно считать удовлетворенность пользователя от использования вашего интерфейса. Вполне очевидно, что большинство пользователей в нашем примере предпочтет традиционные способы набора поисковых фраз, а не долгое муторное «тыканье» мышкой по буквам. Правда, возможно, что некоторые люди, у которых компьютер не поддерживает набор на нужном языке, предпочтут именно второй способ. Потому идеальным вариантом является поддержка в поисковой системе обоих способов, как, например, поступили разработчики "Яндекса" (вариант с алфавитом).
Кроме удобства, нужно учитывать и полезность пользовательского интерфейса
Кроме юзабилити, при создании пользовательского интерфейса нужно учитывать и признак полезности сайта для посетителя. Необходимо добиваться того, чтобы интерфейс позволял не просто удобно выполнять некоторые действия, но и того, чтобы эти действия были правильными. В принципе, полезность сайта можно оценивать по тем же признакам, что и его юзабилити.
Почему важно исследовать этот вопрос при создании сайта
Юзабилити является отличным козырем в борьбе с конкурентами
Если в Интернете будет только один ваш сайт, на котором пользователи смогут найти интересующую их информацию по определенной тематике, то, в принципе, вы можете и не изучать вопросы юзабилити. Людям будет просто некуда деваться, и придется пользоваться вашей информацией — как бы неудобно это для них ни было. Разумеется, это не принесет особой популярности вашему ресурсу, и, как только у вас появится конкурент, интерфейс сайта которого будет удобнее, вы потеряете большую часть посетителей.
Учитывая тот факт, что тем, по которым еще не создано ресурсов, все меньше и меньше, вам придется работать в острой конкурентной среде. Именно поэтому к разработке удобного интерфейса стоит переходить сразу после того, как вы определите область деятельности и сделаете необходимое наполнение для открытия сайта. Отметим, что заниматься юзабилити будущего сайта нужно до начала работ по созданию оформления сайта. Так как оформление должно строго следовать нуждам удобства. В войне декора и простоты использования победу всегда должна одерживать простота, а не наоборот.
Якоб Нильсен считает, что сайты, создатели которых вовремя не позаботились о создании удобного пользовательского интерфейса, рано или поздно будут забыты посетителями. Если первая страница ресурса сразу не объясняет пользователю цели и задачи сайта, то большая часть людей покинет ее и никогда больше к вам не вернется. То же самое можно сказать и о сайтах со сложной, непонятной пользователям навигацией, страницах, пестрящих навязчивой рекламой и так далее. Принципы работы с вашим сайтом должны быть понятны пользователю сразу, при первом посещении, так как никто не будет сначала изучать инструкцию, а затем определять, нужна ему ваша информация или нет.
Методы исследования и улучшения юзабилити
После того как мы постарались убедить вас в необходимости исследований и работ в области юзабилити сайтов, попробуем описать основные способы улучшения качества интерфейсов.
Самым простым и эффективным способом исследования юзабилити является тестирование
Самым простым, недорогим, но в то же время действенным способом проверки юзабилити вашего сайта будет тестирование со стороны потенциальных пользователей. Самое главное — не пытаться спрашивать пользователей о том, как лучше делать интерфейсы. Поверьте, они об этом ничего не знают. Они могут лишь сказать, нравится ли им ваш интерфейс, удобно ли им с ним работать, но ничего более. Разработка удобного интерфейса – задача специалистов, а не пользователей интернет-сайтов. Это важно понять и запомнить, после чего можно переходить к организации собственно тестирования.
При редизайне сайта полезно протестировать прежний дизайн, чтобы изучить ошибки
Если вы занимаетесь редизайном существующего сайта, то протестируйте сначала старый дизайн, чтобы понять ошибки и удачные решения его создателей. Это вполне может помочь вам избежать ошибок в своем проекте. То же самое касается и дизайна сайтов ваших конкурентов — вам стоит проанализировать их перед созданием собственного ресурса.
Очень важно правильно выбрать так называемую фокус-группу пользователей. Это люди, которые входят в потенциальную аудиторию посетителей вашего сайта. Постарайтесь проводить исследование в условиях, максимально приближенных к тем, в которых пользователям придется работать с вашим ресурсом. Ну, и самое главное — не останавливаться на достигнутом. После сдачи проекта проводите тестирования регулярно — это поможет выявить вам те ошибки юзабилити, которые могли проявиться только при длительном использовании сайта.
Завершая наш довольно поверхностный рассказ об особенностях проектирования и создания удобных веб-интерфейсов, хочется отметить, что в нынешнее время все больше и больше авторов интернет-проектов стараются выделять в бюджете средства на улучшение юзабилити. И это не может не радовать нас с вами как пользователей, ведь именно благодаря таким исследованиям мы получаем возможность работать быстрее и удобнее, чем прежде. Р
азработчикам же проектов хочется пожелать больше времени уделять юзабилити, потому что в дальнейшем это поможет привлечь дополнительное количество посетителей и даст преимущества в борьбе с конкурентами.