Глобализация в интернете - будущее стартапов.

Grisha

♙ ▁ ▂ ▃ ▅ ▆ █ ♚
Регистрация
30 Сен 2012
Сообщения
192
Реакции
287
Здравствуйте!

Никогда не размышляйте о чем-либо сложном перед сном – не выспитесь как минимум, вот как я сегодня. Пока безуспешно пытался найти бизнес-модель для интернет-сервиса, который собираюсь создавать, стал глубже анализировать ситуацию с бизнесом в мире в целом, и в интернете в частности. И некоторые мысли стали сильно скрести мне по душе.

Большинство вновь создаваемых коммерческих интернет компаний (стартапов) представляют собой сервисы для организации посредничества между продавцом и покупателем – они призваны благодаря большему информационному охвату в онлайне упростить/автоматизировать/удешевить коммерческие операции по сравнению с офлайн бизнесом. Таким образом, наш мир глобализируется – стираются географические границы, ряд товаров и услуг, которые в офлайне предоставлялись по-разному и в разных местах, теперь могут быть под куполом одного интернет-магазина (сервиса), наиболее успешного в продвижении.

Думаю, что все понимают, к чему ведет такое действие как глобализация коммерческого пространства – число игроков на рынке уменьшается, и в первую очередь уходят те, для кого ключевым моментом являлась локализация под определенную местность/вид деятельности/языковой, культурный фактор и прочее. В эпоху социальных сетей и поисковиков, когда все потенциальные покупатели концентрируют свои запросы в одних и тех же местах, в розничном бизнесе остается только тот, кто продвигается в этих глобальных сервисах. И точно так, как огромные корпорации отбирают место у маленьких предприятий, глобальные интернет-сервисы постепенно устраняют необходимость в нишевых ресурсах, так как крупные игроки, собирающие больше трафика, дают больше возможностей продавцам для реализации своего продукта.

При этом, прослеживается следующая тенденция: заметно падает роль дистрибуторов, так как в сети практически любой товар можно найти без посредников. То есть при развитии интернета, необходимость в агентах снижается. Следовательно, возвращаясь к функциям большинства современных стартапов, занимающихся созданием так называемого marketplace (торговой площадки) для продавцов и покупателей, можно сказать о том, что актуальность большинства из них временная, и будет продолжаться до момента прихода на рынок предложений от более крутых по трафику игроков рынка.

Для понятности, опишу на примере рынка продажи туров, как я его вижу:
До массового прихода интернета в нашу жизнь, была куча туристических фирм, для которых ключевым фактором их заработка являлся фактор местоположения офиса. Желающие съездить за бугор шли в ближайший знакомый им офис, так как других они просто не знали. Реклама конечно же была, однако не носила столь определяющего характера для потребителей. Не было возможности быстро сравнивать предложения по ассортименту и цене, поэтому в данном случае успешность ТФ как посредника определялась в большей степени доступностью офиса и лояльностью клиентов.
Далее пришел интернет. Те ТФ, которые вникли в тему, стали активно создавать свои сайты, и по мере того, как интернет охватывал нашу жизнь, эти ТФ получали все больше и больше преимуществ перед теми, кто в интернет решил не ходить. В этот период число ТФ в различных регионах стало сокращаться, так как потребители стали пользоваться информацией, соответственно могли получать больше информации о других ТФ в их регионе и выбирать более привлекательные туры. Соответственно, фактор географического местоположения офиса стал нивелироваться, при этом, стали проигрывать региональные игроки, так как их более крупные столичные коллеги за счет величины своего бизнеса и больших возможностей для освоения интернет-пространства, могли предоставлять более выгодный и привлекательный продукт.
С развитием туристического интернет-маркетинга, появился такой инструмент как «поиск туров». Это штука дает возможность искать по всем предложениям ТФ, включенным в его базу поиска. Этот инструмент активно людьми используется, он удобен, всем нравится, так как все предложения можно легко сравнить и выбрать в одном месте. Этот инструмент используется крупными ТФ в ущерб более маленьким, которые не имеют доступа к большой базе предложений или мощному ресурсу с большим трафиком, а следовательно, имеют куда меньшие возможности для поиска покупателей, и в глазах этих покупателей они менее привлекательны и конкурентноспособны. Маленькие локальные ТФ либо должны войти в состав крупной ТФ, либо выйти из бизнеса. Таким образом, в результате глобализационного процесса, на нашем рынке, по сути, существует всего пара десятков ТФ, которые сами формируют продукт. Все остальные этот продукт перепродают, причем с течением времени им удается делать это все труднее и они просто исчезают. За последние несколько лет число ТФ сократилось более чем в два раза, и этот процесс продолжается.

Этот пример я привел, чтобы показать, каким образом развитие интернет технологий уничтожает посредников. Из этого примера можно сделать выводы о том, что:
1)актуальность посреднеческих услуг снижается
2)Проект теряет свою нишу в рынке в тот момент, когда более крупный игрок выходит на этот рынок, поглащая, в том числе, и ту часть, в которой находится ниша Проекта.

Возникает вопрос: какое будущее ждет стартапы, которые видят своей миссией посредничество между продавцом и покупателем? Ведь так или иначе, следуя логике глобализации, все они схлопнуться в один глобальный сервис. Ну и если и не в один, то в более крупный в их сегменте рынка.

Допустим, что какой-то проект позиционирует себя как сервис обучения английскому языку. Продавцами на данном проекте являются учителя, покупателями – ученики. Проект зарабатывает, получая комиссию с учеников за каждый организованный учителями на данной площадке вебинар. Допустим, появляется другой проект, который позиционирует себя как единая площадка для обучения всего и всему. Участники процесса те же, схема заработка такая же как и у первого проекта. Предположим, что благодаря удачной рекламе, на втором проекте собирается большое число продавцов и покупателей, которые начинают активно взаимодействовать и заниматься бизнесом, обогащая проект-посредник. Благодаря более широкой тематике, второй проект набирает больше трафика чем первый, что соответственно повышает его продающую способность. На это обращают внимание участники первого проекта, и постепенно переходят в раздел «Англ.яз.» во второй проект. Продавцы идут туда за большим трафиком покупателей, покупатели идут туда за большим выбором возможности обучения (больше продавцов). Таким образом, в сфере обучения английскому языку второй проект обгоняет первый. Конечно же, есть фактор юзабилити для интернет-ресурса проекта, и тут могут быть определенные расчеты по качеству ресурса, или просто расчет на определенный вкус пользователей. Однако фактор трафика, на мой взгляд, стоит на первом месте.

Если посмотреть на развитие конкурирующих сервисов, возникших несколько лет назад и сделавших определенный успех, то моя мысль подтверждается. Помните сколько много было купонщиков, когда пошла модная тема с биглионом/групоном? Сейчас, их число существенно сократилось, на плаву остались самые жирные захватившие в свое время определенную долю в рынке и получившие некоторое число лояльных клиентов. Они конечно пытаются позиционировать себя в разные ниши (типо для женщин, для мужчин, только рестораны или только путешествия), однако в целом различие их несущественно, и предполагаю, что они начнут схлопываться, пока не останется один жирнейший фонд, владеющий всеми ими. Кстати, сначала стали появляться различные местные (городские, районные) купонщики, сейчас я их что-то не вижу, а если вижу, то возникает ощущение что это просто мертвый сайт с картинками. А Сландо с Авито? Только недавно в рунетологии слушал их обоих, как они говорят о том, что места хватит для всех, а вот в марте Сландо в Авито влилось и теперь у нас по сути один такой глобальный сервис. Такая вот тенденция.

Хотелось бы услышать ваше мнение вот по поводу чего:
1)имеет ли смысл создавать проект, занимающийся продвижением площадки для продавцов и покупателей, в свете того, что тенденция на снижение потребности в дистрибьютерах очевидна?

и при этом

2)имеет ли смысл делать этот проект нишевым при наличии более объемлющего на этом рынке игрока? По аналогии с примером: стоит ли создавать сервис обучения китайскому языку, если уже есть сервис, где обучают всем азиатским языкам? Или по аналогии с туризмом: стоит ли создавать проект, посвященный только морским круизам, если существуют проекты, нацеленные на реализацию всех видов круизов, при этом предполагается, что сервис про морские круизы будет более удобен для людей связанных с этой темой, однако естественно будет меньше по трафику?

Имеют ли эти проекты долгосрочные перспективы в плане монетизации?

Если такие проекты имеет смысл делать, то каким образом стоит позиционировать свои предложения, чтобы они выгодно отличались от предложений более глобального агрегатора?

Сейчас, как мы видим, такие проекты создаются, но я прошу рассмотреть перспективу на ближайшие 7-10 лет и пофантазировать на тему социальных, мобильных сервисов, которые могли бы сожрать весь трафик у различных отдельных стартапов и сконцентрировать их в одном месте, свести возможность прибыли от посредничества к 0, по причине наличия огромной единой площадки где продавцы и покупатели могут обходится без посредников.

Какие виды посреднической функции между продавцами и покупателями всегда будут востребованы в интернете?

Буду очень рад вашим ответам, комментариям и замечаниям по поводу рассуждений.
 
Недавно прочитал, высказывание одного человека. Тот сказал, что в первую очереь как раз и рассматривает конкурентные ниши, так как если там конкуренция значит есть деньги. Никто не мешает сделать прект схожий с авито, когда они появились были просто очередной доской объявлений, и их тоже наверняка отговаривали, говорили что ниша занята. Вообще, в каждой ниже не может быть только 1 игрок, будет всё равно несколько со временем, если придут зарубежные компании они просто потеснят местные и тем придётся с этим смириться, прибыль их просядет при этом. Вообще если загадывать на будущее, то в любой потенциально пустой нише со временем появится глобальные игроки, и что ничего не делать. По сути речь только о начальном пороге входа на рынок, сколько денег понадобится для предоставления таких услуг которыми захотят воспользоваться покупатели, сейчас он где-то выще, где-то ниже - потом с ростом числа проектов выравняется.
 
Интересно.
Но мысли надо бы разложить по полкам. А то каша.
Выскажусь, исходя из личного и мирового опыта.
Уходят слабые и не уверенные в своих силах.
Так было и так будет. И это нормально.
Уходят те, кто изначально открывался с лозунгом "а вдруг получится", не имея ни малейшего понятия о том, что есть "бизнес план".
Ничего не получится с таким подходом. Уверен в этом и жизненный опыт подтверждает, что я прав.
Посредники были, есть и будут есть. :)
Не может огромная компания зациклиться на "мелочах", которые конечному пользователю очень и очень важны.
И этот конечный пользователь согласен переплачивать ради наличия этой самой "мелочи".
И месторасположение очень немаловажный фактор.
Абсолютно неважно, что это интернет.
Глобальные сервисы, где есть всё и вся доверия не вызывают.
Очень сложно, если вообще возможно, отследить качество услуги в этом случае.
Поглотила ли сеть супермаркетов мелкие лавочки торговцев?
Мировой опыт показывает что нет. Страны жополизы не в счёт.
Эти делают и будут делать то, что им укажут и в ущерб своей экономике.
Я, как рядовой потребитель, буду заказывать круиз в компании своей страны.
даже не страны, а лучше города. Ибо качество обслуживания будет лучше и в случае чего спросить есть с кого.
Куда я попрусь с претензией, закажи я этот самый круиз в компании миллионнике, расположенной в КНР к примеру.
Примеры хостинг-компаний. Много вы знаете крупнейших хостинг-компаний с хорошим качеством услуг.
Просто хороших, я уже и не мечтаю о отличных. На пальцах одной руки пересчитать.
И не может быть их много. Потому как огромное кол-во клиентов = много деньгов и отсюда мало качества.
А зачем? Деньги капают и приличные. Потеря пары, тройки сотни клиентов незаметна.
Можно ещё много написать мыслей по поводу и примеров привести.
Нет разницы, работа это в интернете или в реале.
В инете немного сложней и в тоже время проще. Просто надо учитывать нюансы.
В бизнесе посреднических услуг очень большое поле деятельности.
Если отталкиваться от "уже есть такое", то надо копать или не копать. В бизнесе в этом случае делать нечего.
Лопату в руки и вперёд.
Кучу идей можно сгенерировать и на перепродаже.
У вас будет дороже, но лучше, ближе, вкусней, приятней, красивей и т.д.
 
Какие виды посреднической функции между продавцами и покупателями всегда будут востребованы в интернете?
Любые виды.. приносящий доход (заработок) посреднику.. группе посредников
имеющих (на данном этапе) тенденцию к объединению своих услуг и понятно почему..
Т.е. "будущее" - глобального интернета.. за - сегментарным бизнесом
Проще говоря.. "объединение" - как способ дольше/больше "выжить/выжать" - на рынке - "себе подобных" ))
А вообще.. такой вид посредничества - это естественный путь к монополизации интернета
 
Но мысли надо бы разложить по полкам. А то каша.
Что правда то правда - к сожалению, не умею грамотно строить цельные суждения.
Выскажусь, исходя из личного и мирового опыта.
Уходят слабые и не уверенные в своих силах.
Так было и так будет. И это нормально.
Уходят те, кто изначально открывался с лозунгом "а вдруг получится", не имея ни малейшего понятия о том, что есть "бизнес план".
Ничего не получится с таким подходом. Уверен в этом и жизненный опыт подтверждает, что я прав.
Да, я согласен с этим. Вот с бизнес-планом как раз у меня беда.
Посредники были, есть и будут есть. :)
Не может огромная компания зациклиться на "мелочах", которые конечному пользователю очень и очень важны.
И этот конечный пользователь согласен переплачивать ради наличия этой самой "мелочи".
Мысль эта звучит как верная, но можете привести пример? Что это за "мелочи" в конкретном случае, и какова возможная переплата?
Для того чтобы сдать дачу на лето, можно обратиться в агенство недвижимости:
+ вы не тратите время на общение с потенциальными съемщиками - за вас это делает агент
+ вы предоставляете агенту заниматься оформлением документов
- вы теряете половину месячной стоимости аренды
Если вы выкладываете предложение о сдаче дачи на доску объявлений в интернете - вы имеете все шансы существенно сэкономить, при условии что: 1. вы готовы самостоятельно общаться со съемщиками. 2. вы готовы взять на себя труд в оформлении договора аренды.
На мой взгляд, общение непосредственных участников сделки (арендатора и арендодателя) является более продуктивным и быстрым. Процедуру составления договора аренды можно изучить при помощи интернета, а вообще, многие этот момент пропускают (сам снимаю на лето домики возле моря - никаких договоров). Таким образом, если арендодатель готов проявить определенную самостоятельность, он может сэкономить целую половину месячной стоимости аренды - это совсем не "мелочь" в денежном плане. Если я, например, занимаюсь этим достаточно регулярно, то я непременно стану осуществлять этот процесс без человека-посредника, обратившись к куда более дешевому интернет-посреднику.

Что касается примера про турагенства из первого поста. Никакие "мелочи" не способствуют увеличению числа посредников в этой сфере или увеличению их деловой активности - они вымирают, это очевидно.

Глобальные сервисы, где есть всё и вся доверия не вызывают.
Тем не менее почти все пользуются яндекс-маркетом, фейсбуком, гуглом, авито, ебеем и т.д. - там мы ищем и через них потребляем. Кстати, для многих наоборот - большая величина - важная составляющая бренда, побуждающая к доверию.

Очень сложно, если вообще возможно, отследить качество услуги в этом случае.
В онлайне это всегда так - будь то крупный игрок или небольшой.

Поглотила ли сеть супермаркетов мелкие лавочки торговцев?
Мировой опыт показывает что нет.
Наблюдаю этот процесс (поглощение) на примере своего района - рынки посносили, понастроили дикси, пятерочек, седьмых континентов и прочих - там все дорого и несвежо и выбор небольшой. На рынке гораздо лучше по категориям цена/качество можно выбрать товар.

Страны жополизы не в счёт.
Эти делают и будут делать то, что им укажут и в ущерб своей экономике.
А страны-жополизы - это кто?) Поясните ради интереса.

Я, как рядовой потребитель, буду заказывать круиз в компании своей страны.
даже не страны, а лучше города. Ибо качество обслуживания будет лучше и в случае чего спросить есть с кого.
Куда я попрусь с претензией, закажи я этот самый круиз в компании миллионнике, расположенной в КНР к примеру.
Совершенно верно - в этом случае несомненно выгоднее выбрать партнера ближе к дому, именно чтоб было с кого спросить в случае чего. Однако тут вы говорите опять же о выборе посредника, а если осуществлять тур самостоятельно? То есть вы никому ничего предъявить не сможете, кроме себя, однако у вас появляется возможность абсолютной свободы действий и существенной экономии при отказе от посредничества.

Примеры хостинг-компаний. Много вы знаете крупнейших хостинг-компаний с хорошим качеством услуг.
Просто хороших, я уже и не мечтаю о отличных. На пальцах одной руки пересчитать.
И не может быть их много. Потому как огромное кол-во клиентов = много деньгов и отсюда мало качества.
А зачем? Деньги капают и приличные. Потеря пары, тройки сотни клиентов незаметна.
Вот этот пример мне очень понравился - так и есть.

Любые виды.. приносящий доход (заработок) посреднику.. группе посредников
имеющих (на данном этапе) тенденцию к объединению своих услуг и понятно почему..
Т.е. "будущее" - глобального интернета.. за - сегментарным бизнесом
Проще говоря.. "объединение" - как способ дольше/больше "выжить/выжать" - на рынке - "себе подобных" ))
А вообще.. такой вид посредничества - это естественный путь к монополизации интернета
Понятное дело, что не будет одой единой площадки, где будут одинаково хорошо продавать автомобили и обувь. Но вопрос, что есть этот сегмент?

Ну вот допустим: какой интернет магазин будет более успешно продавать mp3 плееры:
1. интернет-магазин продающий только mp3 плееры
или
2. интернет магазин осуществляющий продажу различной цифровой техники, в том числе и mp3 плееры?
 
Не может огромная компания зациклиться на "мелочах", которые конечному пользователю очень и очень важны.
Это передача, части работы на аутсортинг дочкам или взаимным партнёрам. А у ТС пишет про вторжение на занятый рынок, с аналогичной услугой.
Примеры хостинг-компаний. Много вы знаете крупнейших хостинг-компаний с хорошим качеством услуг.
Просто хороших, я уже и не мечтаю о отличных. На пальцах одной руки пересчитать.
И не может быть их много. Потому как огромное кол-во клиентов = много деньгов и отсюда мало качества.
Это только если рентабельность бизнеса невелика, и затраты на оптимизацию бизнес структуры не окупаются.
1. интернет-магазин продающий только mp3 плееры
или
2. интернет магазин осуществляющий продажу различной цифровой техники, в том числе и mp3 плееры?
Так нельзя сказать. Если всё вместе продают, то идут продажи и тем кто пришёл по смежным запросам. Но если магазин продаёт только плееры, там будет выбор намного больше и цена ниже. так как больше оборот, дешевле закупка, продукция недорогая - меньше денег в ней замораживается. Т.е. зависит от количества моделей в продаже, при прочих равных, включая затраты на рекламу.
 
А ТС пишет про вторжение на занятый рынок, с аналогичной услугой.
Да, я разговор и завел как раз к тому, что...
Существует маркетинговая модель, которая на данный момент успешно используется для продажи широкого спектра товаров. Я хочу применить её для реализации более узкого перечня товаров определенной тематики. Вот я и пытаюсь выяснить, как такой вход в более узкий сегмент рынка будет принят пользователем.
 
Существует маркетинговая модель, которая на данный момент успешно используется для продажи широкого спектра товаров. Я хочу применить её для реализации более узкого перечня товаров определенной тематики. Вот я и пытаюсь выяснить, как такой вход в более узкий сегмент рынка будет принят пользователем.
Вообще-то, речь в первом посту шла о конкуренции с внешними компаниями, а не с материнсткой структурой. А по сути, вы хотите сделать узкоспециализированную дочку под отдельный сегмент рынка. Если компания таже остаётся, то можно просто поддомены сделать с узкими услугами на том же сайте и переправлять туда посетителей с основного. И в общем проблем не вижу, при расширении дочки, материнская структура просто уходит с этого рынка.
 
Вообще-то, речь в первом посту шла о конкуренции с внешними компаниями, а не с материнсткой структурой.
Да, речь шла в общем о проблеме поглощения крупными компаниями маленьких сегментных проектов. Я просто хотел понять, насколько перспективно осваивать маленький сегмент рынка, если этот рынок со всех сторон уже осваивает крупный игрок.
А по сути, вы хотите сделать узкоспециализированную дочку под отдельный сегмент рынка.
Нет, не дочку - а отдельный проект, более узкий и направленный на одну тематику.
 
Назад
Сверху