Grisha
♙ ▁ ▂ ▃ ▅ ▆ █ ♚
- Регистрация
- 30 Сен 2012
- Сообщения
- 192
- Реакции
- 287
- Автор темы
- #1
Здравствуйте!
Никогда не размышляйте о чем-либо сложном перед сном – не выспитесь как минимум, вот как я сегодня. Пока безуспешно пытался найти бизнес-модель для интернет-сервиса, который собираюсь создавать, стал глубже анализировать ситуацию с бизнесом в мире в целом, и в интернете в частности. И некоторые мысли стали сильно скрести мне по душе.
Большинство вновь создаваемых коммерческих интернет компаний (стартапов) представляют собой сервисы для организации посредничества между продавцом и покупателем – они призваны благодаря большему информационному охвату в онлайне упростить/автоматизировать/удешевить коммерческие операции по сравнению с офлайн бизнесом. Таким образом, наш мир глобализируется – стираются географические границы, ряд товаров и услуг, которые в офлайне предоставлялись по-разному и в разных местах, теперь могут быть под куполом одного интернет-магазина (сервиса), наиболее успешного в продвижении.
Думаю, что все понимают, к чему ведет такое действие как глобализация коммерческого пространства – число игроков на рынке уменьшается, и в первую очередь уходят те, для кого ключевым моментом являлась локализация под определенную местность/вид деятельности/языковой, культурный фактор и прочее. В эпоху социальных сетей и поисковиков, когда все потенциальные покупатели концентрируют свои запросы в одних и тех же местах, в розничном бизнесе остается только тот, кто продвигается в этих глобальных сервисах. И точно так, как огромные корпорации отбирают место у маленьких предприятий, глобальные интернет-сервисы постепенно устраняют необходимость в нишевых ресурсах, так как крупные игроки, собирающие больше трафика, дают больше возможностей продавцам для реализации своего продукта.
При этом, прослеживается следующая тенденция: заметно падает роль дистрибуторов, так как в сети практически любой товар можно найти без посредников. То есть при развитии интернета, необходимость в агентах снижается. Следовательно, возвращаясь к функциям большинства современных стартапов, занимающихся созданием так называемого marketplace (торговой площадки) для продавцов и покупателей, можно сказать о том, что актуальность большинства из них временная, и будет продолжаться до момента прихода на рынок предложений от более крутых по трафику игроков рынка.
Для понятности, опишу на примере рынка продажи туров, как я его вижу:
До массового прихода интернета в нашу жизнь, была куча туристических фирм, для которых ключевым фактором их заработка являлся фактор местоположения офиса. Желающие съездить за бугор шли в ближайший знакомый им офис, так как других они просто не знали. Реклама конечно же была, однако не носила столь определяющего характера для потребителей. Не было возможности быстро сравнивать предложения по ассортименту и цене, поэтому в данном случае успешность ТФ как посредника определялась в большей степени доступностью офиса и лояльностью клиентов.
Далее пришел интернет. Те ТФ, которые вникли в тему, стали активно создавать свои сайты, и по мере того, как интернет охватывал нашу жизнь, эти ТФ получали все больше и больше преимуществ перед теми, кто в интернет решил не ходить. В этот период число ТФ в различных регионах стало сокращаться, так как потребители стали пользоваться информацией, соответственно могли получать больше информации о других ТФ в их регионе и выбирать более привлекательные туры. Соответственно, фактор географического местоположения офиса стал нивелироваться, при этом, стали проигрывать региональные игроки, так как их более крупные столичные коллеги за счет величины своего бизнеса и больших возможностей для освоения интернет-пространства, могли предоставлять более выгодный и привлекательный продукт.
С развитием туристического интернет-маркетинга, появился такой инструмент как «поиск туров». Это штука дает возможность искать по всем предложениям ТФ, включенным в его базу поиска. Этот инструмент активно людьми используется, он удобен, всем нравится, так как все предложения можно легко сравнить и выбрать в одном месте. Этот инструмент используется крупными ТФ в ущерб более маленьким, которые не имеют доступа к большой базе предложений или мощному ресурсу с большим трафиком, а следовательно, имеют куда меньшие возможности для поиска покупателей, и в глазах этих покупателей они менее привлекательны и конкурентноспособны. Маленькие локальные ТФ либо должны войти в состав крупной ТФ, либо выйти из бизнеса. Таким образом, в результате глобализационного процесса, на нашем рынке, по сути, существует всего пара десятков ТФ, которые сами формируют продукт. Все остальные этот продукт перепродают, причем с течением времени им удается делать это все труднее и они просто исчезают. За последние несколько лет число ТФ сократилось более чем в два раза, и этот процесс продолжается.
Этот пример я привел, чтобы показать, каким образом развитие интернет технологий уничтожает посредников. Из этого примера можно сделать выводы о том, что:
1)актуальность посреднеческих услуг снижается
2)Проект теряет свою нишу в рынке в тот момент, когда более крупный игрок выходит на этот рынок, поглащая, в том числе, и ту часть, в которой находится ниша Проекта.
Возникает вопрос: какое будущее ждет стартапы, которые видят своей миссией посредничество между продавцом и покупателем? Ведь так или иначе, следуя логике глобализации, все они схлопнуться в один глобальный сервис. Ну и если и не в один, то в более крупный в их сегменте рынка.
Допустим, что какой-то проект позиционирует себя как сервис обучения английскому языку. Продавцами на данном проекте являются учителя, покупателями – ученики. Проект зарабатывает, получая комиссию с учеников за каждый организованный учителями на данной площадке вебинар. Допустим, появляется другой проект, который позиционирует себя как единая площадка для обучения всего и всему. Участники процесса те же, схема заработка такая же как и у первого проекта. Предположим, что благодаря удачной рекламе, на втором проекте собирается большое число продавцов и покупателей, которые начинают активно взаимодействовать и заниматься бизнесом, обогащая проект-посредник. Благодаря более широкой тематике, второй проект набирает больше трафика чем первый, что соответственно повышает его продающую способность. На это обращают внимание участники первого проекта, и постепенно переходят в раздел «Англ.яз.» во второй проект. Продавцы идут туда за большим трафиком покупателей, покупатели идут туда за большим выбором возможности обучения (больше продавцов). Таким образом, в сфере обучения английскому языку второй проект обгоняет первый. Конечно же, есть фактор юзабилити для интернет-ресурса проекта, и тут могут быть определенные расчеты по качеству ресурса, или просто расчет на определенный вкус пользователей. Однако фактор трафика, на мой взгляд, стоит на первом месте.
Если посмотреть на развитие конкурирующих сервисов, возникших несколько лет назад и сделавших определенный успех, то моя мысль подтверждается. Помните сколько много было купонщиков, когда пошла модная тема с биглионом/групоном? Сейчас, их число существенно сократилось, на плаву остались самые жирные захватившие в свое время определенную долю в рынке и получившие некоторое число лояльных клиентов. Они конечно пытаются позиционировать себя в разные ниши (типо для женщин, для мужчин, только рестораны или только путешествия), однако в целом различие их несущественно, и предполагаю, что они начнут схлопываться, пока не останется один жирнейший фонд, владеющий всеми ими. Кстати, сначала стали появляться различные местные (городские, районные) купонщики, сейчас я их что-то не вижу, а если вижу, то возникает ощущение что это просто мертвый сайт с картинками. А Сландо с Авито? Только недавно в рунетологии слушал их обоих, как они говорят о том, что места хватит для всех, а вот в марте Сландо в Авито влилось и теперь у нас по сути один такой глобальный сервис. Такая вот тенденция.
Хотелось бы услышать ваше мнение вот по поводу чего:
1)имеет ли смысл создавать проект, занимающийся продвижением площадки для продавцов и покупателей, в свете того, что тенденция на снижение потребности в дистрибьютерах очевидна?
и при этом
2)имеет ли смысл делать этот проект нишевым при наличии более объемлющего на этом рынке игрока? По аналогии с примером: стоит ли создавать сервис обучения китайскому языку, если уже есть сервис, где обучают всем азиатским языкам? Или по аналогии с туризмом: стоит ли создавать проект, посвященный только морским круизам, если существуют проекты, нацеленные на реализацию всех видов круизов, при этом предполагается, что сервис про морские круизы будет более удобен для людей связанных с этой темой, однако естественно будет меньше по трафику?
Имеют ли эти проекты долгосрочные перспективы в плане монетизации?
Если такие проекты имеет смысл делать, то каким образом стоит позиционировать свои предложения, чтобы они выгодно отличались от предложений более глобального агрегатора?
Сейчас, как мы видим, такие проекты создаются, но я прошу рассмотреть перспективу на ближайшие 7-10 лет и пофантазировать на тему социальных, мобильных сервисов, которые могли бы сожрать весь трафик у различных отдельных стартапов и сконцентрировать их в одном месте, свести возможность прибыли от посредничества к 0, по причине наличия огромной единой площадки где продавцы и покупатели могут обходится без посредников.
Какие виды посреднической функции между продавцами и покупателями всегда будут востребованы в интернете?
Буду очень рад вашим ответам, комментариям и замечаниям по поводу рассуждений.
Никогда не размышляйте о чем-либо сложном перед сном – не выспитесь как минимум, вот как я сегодня. Пока безуспешно пытался найти бизнес-модель для интернет-сервиса, который собираюсь создавать, стал глубже анализировать ситуацию с бизнесом в мире в целом, и в интернете в частности. И некоторые мысли стали сильно скрести мне по душе.
Большинство вновь создаваемых коммерческих интернет компаний (стартапов) представляют собой сервисы для организации посредничества между продавцом и покупателем – они призваны благодаря большему информационному охвату в онлайне упростить/автоматизировать/удешевить коммерческие операции по сравнению с офлайн бизнесом. Таким образом, наш мир глобализируется – стираются географические границы, ряд товаров и услуг, которые в офлайне предоставлялись по-разному и в разных местах, теперь могут быть под куполом одного интернет-магазина (сервиса), наиболее успешного в продвижении.
Думаю, что все понимают, к чему ведет такое действие как глобализация коммерческого пространства – число игроков на рынке уменьшается, и в первую очередь уходят те, для кого ключевым моментом являлась локализация под определенную местность/вид деятельности/языковой, культурный фактор и прочее. В эпоху социальных сетей и поисковиков, когда все потенциальные покупатели концентрируют свои запросы в одних и тех же местах, в розничном бизнесе остается только тот, кто продвигается в этих глобальных сервисах. И точно так, как огромные корпорации отбирают место у маленьких предприятий, глобальные интернет-сервисы постепенно устраняют необходимость в нишевых ресурсах, так как крупные игроки, собирающие больше трафика, дают больше возможностей продавцам для реализации своего продукта.
При этом, прослеживается следующая тенденция: заметно падает роль дистрибуторов, так как в сети практически любой товар можно найти без посредников. То есть при развитии интернета, необходимость в агентах снижается. Следовательно, возвращаясь к функциям большинства современных стартапов, занимающихся созданием так называемого marketplace (торговой площадки) для продавцов и покупателей, можно сказать о том, что актуальность большинства из них временная, и будет продолжаться до момента прихода на рынок предложений от более крутых по трафику игроков рынка.
Для понятности, опишу на примере рынка продажи туров, как я его вижу:
До массового прихода интернета в нашу жизнь, была куча туристических фирм, для которых ключевым фактором их заработка являлся фактор местоположения офиса. Желающие съездить за бугор шли в ближайший знакомый им офис, так как других они просто не знали. Реклама конечно же была, однако не носила столь определяющего характера для потребителей. Не было возможности быстро сравнивать предложения по ассортименту и цене, поэтому в данном случае успешность ТФ как посредника определялась в большей степени доступностью офиса и лояльностью клиентов.
Далее пришел интернет. Те ТФ, которые вникли в тему, стали активно создавать свои сайты, и по мере того, как интернет охватывал нашу жизнь, эти ТФ получали все больше и больше преимуществ перед теми, кто в интернет решил не ходить. В этот период число ТФ в различных регионах стало сокращаться, так как потребители стали пользоваться информацией, соответственно могли получать больше информации о других ТФ в их регионе и выбирать более привлекательные туры. Соответственно, фактор географического местоположения офиса стал нивелироваться, при этом, стали проигрывать региональные игроки, так как их более крупные столичные коллеги за счет величины своего бизнеса и больших возможностей для освоения интернет-пространства, могли предоставлять более выгодный и привлекательный продукт.
С развитием туристического интернет-маркетинга, появился такой инструмент как «поиск туров». Это штука дает возможность искать по всем предложениям ТФ, включенным в его базу поиска. Этот инструмент активно людьми используется, он удобен, всем нравится, так как все предложения можно легко сравнить и выбрать в одном месте. Этот инструмент используется крупными ТФ в ущерб более маленьким, которые не имеют доступа к большой базе предложений или мощному ресурсу с большим трафиком, а следовательно, имеют куда меньшие возможности для поиска покупателей, и в глазах этих покупателей они менее привлекательны и конкурентноспособны. Маленькие локальные ТФ либо должны войти в состав крупной ТФ, либо выйти из бизнеса. Таким образом, в результате глобализационного процесса, на нашем рынке, по сути, существует всего пара десятков ТФ, которые сами формируют продукт. Все остальные этот продукт перепродают, причем с течением времени им удается делать это все труднее и они просто исчезают. За последние несколько лет число ТФ сократилось более чем в два раза, и этот процесс продолжается.
Этот пример я привел, чтобы показать, каким образом развитие интернет технологий уничтожает посредников. Из этого примера можно сделать выводы о том, что:
1)актуальность посреднеческих услуг снижается
2)Проект теряет свою нишу в рынке в тот момент, когда более крупный игрок выходит на этот рынок, поглащая, в том числе, и ту часть, в которой находится ниша Проекта.
Возникает вопрос: какое будущее ждет стартапы, которые видят своей миссией посредничество между продавцом и покупателем? Ведь так или иначе, следуя логике глобализации, все они схлопнуться в один глобальный сервис. Ну и если и не в один, то в более крупный в их сегменте рынка.
Допустим, что какой-то проект позиционирует себя как сервис обучения английскому языку. Продавцами на данном проекте являются учителя, покупателями – ученики. Проект зарабатывает, получая комиссию с учеников за каждый организованный учителями на данной площадке вебинар. Допустим, появляется другой проект, который позиционирует себя как единая площадка для обучения всего и всему. Участники процесса те же, схема заработка такая же как и у первого проекта. Предположим, что благодаря удачной рекламе, на втором проекте собирается большое число продавцов и покупателей, которые начинают активно взаимодействовать и заниматься бизнесом, обогащая проект-посредник. Благодаря более широкой тематике, второй проект набирает больше трафика чем первый, что соответственно повышает его продающую способность. На это обращают внимание участники первого проекта, и постепенно переходят в раздел «Англ.яз.» во второй проект. Продавцы идут туда за большим трафиком покупателей, покупатели идут туда за большим выбором возможности обучения (больше продавцов). Таким образом, в сфере обучения английскому языку второй проект обгоняет первый. Конечно же, есть фактор юзабилити для интернет-ресурса проекта, и тут могут быть определенные расчеты по качеству ресурса, или просто расчет на определенный вкус пользователей. Однако фактор трафика, на мой взгляд, стоит на первом месте.
Если посмотреть на развитие конкурирующих сервисов, возникших несколько лет назад и сделавших определенный успех, то моя мысль подтверждается. Помните сколько много было купонщиков, когда пошла модная тема с биглионом/групоном? Сейчас, их число существенно сократилось, на плаву остались самые жирные захватившие в свое время определенную долю в рынке и получившие некоторое число лояльных клиентов. Они конечно пытаются позиционировать себя в разные ниши (типо для женщин, для мужчин, только рестораны или только путешествия), однако в целом различие их несущественно, и предполагаю, что они начнут схлопываться, пока не останется один жирнейший фонд, владеющий всеми ими. Кстати, сначала стали появляться различные местные (городские, районные) купонщики, сейчас я их что-то не вижу, а если вижу, то возникает ощущение что это просто мертвый сайт с картинками. А Сландо с Авито? Только недавно в рунетологии слушал их обоих, как они говорят о том, что места хватит для всех, а вот в марте Сландо в Авито влилось и теперь у нас по сути один такой глобальный сервис. Такая вот тенденция.
Хотелось бы услышать ваше мнение вот по поводу чего:
1)имеет ли смысл создавать проект, занимающийся продвижением площадки для продавцов и покупателей, в свете того, что тенденция на снижение потребности в дистрибьютерах очевидна?
и при этом
2)имеет ли смысл делать этот проект нишевым при наличии более объемлющего на этом рынке игрока? По аналогии с примером: стоит ли создавать сервис обучения китайскому языку, если уже есть сервис, где обучают всем азиатским языкам? Или по аналогии с туризмом: стоит ли создавать проект, посвященный только морским круизам, если существуют проекты, нацеленные на реализацию всех видов круизов, при этом предполагается, что сервис про морские круизы будет более удобен для людей связанных с этой темой, однако естественно будет меньше по трафику?
Имеют ли эти проекты долгосрочные перспективы в плане монетизации?
Если такие проекты имеет смысл делать, то каким образом стоит позиционировать свои предложения, чтобы они выгодно отличались от предложений более глобального агрегатора?
Сейчас, как мы видим, такие проекты создаются, но я прошу рассмотреть перспективу на ближайшие 7-10 лет и пофантазировать на тему социальных, мобильных сервисов, которые могли бы сожрать весь трафик у различных отдельных стартапов и сконцентрировать их в одном месте, свести возможность прибыли от посредничества к 0, по причине наличия огромной единой площадки где продавцы и покупатели могут обходится без посредников.
Какие виды посреднической функции между продавцами и покупателями всегда будут востребованы в интернете?
Буду очень рад вашим ответам, комментариям и замечаниям по поводу рассуждений.